ИЕРОГЛИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА  

Благодаря сохранившимся записям мы можем наблюдать за египетской письменностью в её историческом развитии – от первых символьных иероглифов до иератического письма, где символы потеряли первоначальный картинный характер. Греческие писатели, современники Римской империи, назвали знаки египетских надписей, вырезавшихся тогда, только на стенах храмов, иероглифами (от греческих слов «бегов» - священный и «алурло» - режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово, например, изображение быка, означало слово «бык», или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы – оружия соседних племен – означало название их страны «Ливия».
Первые иероглифы носили явно картиночный характер.
Всего известно до 5000 разных египетских иероглифов, однако в каждую эпоху использовалось не более 700-800.
Среди египетских иероглифов различают:
1) одноконсонантные знаки (около 30), обозначавшие согласные звуки египетского языка;
2) двух-трехконсонантные знаки для фонетической передачи морфем;
3) идеограммы – для обозначения целых слов;
4) детерминативы – вспомогательные (непроизносимые) идеографические знаки, уточняющие значения слов.
К своим богам египтяне обращались на особом, священном языке – он, собственно, и был языком первых иероглифов.
Вообще-то все известные мировые культуры опираются на использование символического значения букв – как в их графическом, так и в фонетическом значениях. В ряду алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывалось её очертание. В наши дни так рисуют детские азбуки, для наглядности изображая букву А в виде арбуза, а букву Я – в виде яблока. Изучение символики букв позволяет распознавать связи, лежащие в основе иероглифов, священных преданий, космогоний.
Предания решительно всех народов, которым была свойственна собственная письменность, указывают, что она была дарована людям богам.
Древние египтяне просто называли свои иероглифы «языком богов». Есть леганды, что древние египетские анналы были написаны ещё до Потопа богом письменности Джехути или Тотом, изображавшимся то с головой ибиса, то в виде собакоголовой обезьяны-бабуина. Древние греки полагали, что в облике Тота египтяне представляли «посланника богов» Гермеса, однако в их пантеоне Гермес никогда не играл столь важной роли, какую в Египте отводили богу Тоту.
Египетская легенда гласит, что бог Тот задолго до Потопа начертал на таблице иероглифами, или священными изображениями, принципы всех знаний.
Марсилио Фикино в своих заметках писал: «Египетские жрецы, когда им нужно было указать на божественные истины, не использовали буквы, а рисовали фигуры растений, деревьев и животных. Они понимали, что знание, передаваемое Богом, не предполагает дискурсивное мышление, но выражается в простой и незыблемой форме. К примеру, ваша мысль о времени является многогранной и подвижной. Она утверждает, что время поспешно и с помощью различных преобразований объединяет начало с концом. Время учит осмотрительности, вносит объекты и события в реальность, а затем разрушает их. Египтяне воплощали это знание в одном-единственном образе. Они рисовали крылатую змею, держащую во рту свой хвост. Как описывает Гор, жрецы сходным образом изображали и другие вещи».
В отличие от алфавитного письма, направленного на максимальную простоту и доступность для самых широких слоев населения, символическое письмо направлено на максимальную сакральность, закрытость, доступность лишь для посвященных в таинства этой письменности и соответствующего культа.


На главную



Hosted by uCoz