Часть пятая - Система правления  

Глава I
Глава государства

Статья 73. Главой государства является Президент республики. Он обеспечивает суверенитет народа, уважение Конституции и верховенство права, охраняет национальное единство и социалистические цели, устанавливает разграничения между ветвями публичной власти с тем, чтобы каждая выполняла свою роль в жизни нации.
Статья 74. Если опасность угрожает национальному единству или безопасности Отечества или подрывается роль государственных институтов, Президент республики применяет чрезвычайные меры, обращается с заявлением к народу и проводит референдум в течение 60 дней после применения этих мер.
Статья 75. Чтобы стать избранным Президентом, лицо должно быть египтянином, родившимся от египетских граждан, пользоваться гражданскими и политическими правами. Его возраст должен быть не менее 40 лет.
Статья 76. Кандидатуру Президента выдвигает Народное собрание. Выдвинутый кандидат представляется на референдум.
Выдвижение кандидата на должность Президента республики производится по предложению, по меньшей мере, одной трети членов Народного собрания. Кандидат, который получит две трети голосов членов Собрания, представляется на плебисцит. Если ни один из кандидатов не получает необходимого количества голосов, процесс выдвижения повторяется через два дня после первого голосования. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Собрания, представляется на плебисцит.
Президентом республики становится кандидат, получивший абсолютное большинство голосов на плебисците. Если кандидат не получит такого большинства, Собрание выдвигает другого кандидата по той же самой процедуре.
Статья 77. Срок президентства – шесть лет. Президент может быть переизбран на другие последующие сроки.
Статья 82. В случае временной неспособности Президента республики выполнять свои функции он делегирует свои полномочия вице-президенту.
Статья 84. В случае вакантности должности Президента при его постоянной неспособности исполнять свои функции, председатель Народного собрания временно принимает на себя обязанности Президента.
Статья 85. Обвинение Президента в государственной измене или преступлении выдвигается по предложению, по меньшей мере, одной трети большинства в две трети голосов членов Народного собраний. Президента судит специальный трибунал, созданный законом. Закон определяет судебную процедуру инаказание.

Глава II
Легислатура, народное собрание

Статья 86. Народное собрание осуществляет законодательную власть, одобряет генеральную политику государства, генеральный план экономического и социального развития, бюджет государства. Оно осуществляет контроль за работой исполнительной власти способами, установленными Конституцией.
Статья 87. Избирательные округа устанавливаются законом… В Народное собрание избирается не менее 350 членов, половину из которых составляют рабочие и крестьяне.
Президент республики может назначить не более десяти членов.
Статья 88. Тайное голосование проводится под наблюдением членов судебного органа.
Статья 89. Государственные служащие могут выдвигаться кандидатами. Члены Народного собрания работают на постоянной основе, за исключением случаев, установленных законом.
Статья 92. Срок деятельности Народного собрания – пять лет.
Статья 93. Только Народное собрание компетентно решать вопросы о своем членстве. Кассационный суд расследует обвинения, представленные Собранием, и сообщает результаты председателю Собрания. Членство прекращается по решению двух третей членов Собрания.
Статья 96. Членство прекращается на основе потери доверия, утраты статуса рабочего или крестьянина, от которых избран, или нарушения мандата члена. Членство прекращается на основании решения большинства в две трети Собрания.
Статья 101. Президент республики созывает Народное собрание на очередную сессию до второго четверга ноября. Если он этого не сделал, Собрание собирается само в этот день.
Статья 102. Президент Республики может созвать Народное собрание на чрезвычайную сессию в случае необходимости или по требованию большинства членов Собрания.
Статья 105. Закрытое заседание проводится по требованию Президента республики, Правительства или не менее двадцати членов Собрания.
Статья 107. Заседание Собрания недействительно, если не присутствует большинство его членов. Решения Собрания принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих членов, если не требуется специальное большинство.
Статья 108. Президент республики имеет право в случаях необходимости или в исключительных случаях и в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Народным собранием, большинством в две трети голосов, издавать акты, имеющие силу закона. Полномочия предоставляются на ограниченный период времени. Акты представляются Народному собранию на первом заседании после окончания периода полномочий. Если акты не предоставлены или не одобрены Собранием, они не приобретают силу закона.
Статья 109. Президент республики и каждый член Народного собрания имеет право предлагать проекты законов.
Статья 113. Если Президент республики возражает против проекта закона, принятого Народным собранием, он возвращает его обратно в Собрание в течение 30 дней после получения. Если текст не возвращен в указанный срок, закон должен быть опубликован.
Если проект закона возвращен в указанный срок и Собрание опять одобрило его большинством в две трети членов, он становится законом и должен быть опубликован.
Статья 114. Народное собрание принимает генеральный план экономического и социального развития.
Статья 116. Одобрение Народного собрания необходимо для передачи фондов из одной статьи бюджета в другую.
Статья 119. Никто не может быть освобожден от уплаты налогов, кроме случаев, указанных в законе.
Статья 121. Исполнительная власть не может брать займы…. Или связывать себя затратами из государственного казначейства без одобрения Народного собрания.
Статья 124. Каждый член Народного собрания может обращаться с вопросами к премьер-министру, его заместителям, министрам или их заместителям, которые обязаны давать ответы на вопросы.
Статья 125. Каждый член Народного собрания имеет право обращаться с интерпелляцией к премьер-министру, его заместителям, министрам, их заместителям. Дебаты по интерпелляции начинаются не менее чем через семь дней после её представления…
Статья 126. Министры несут коллективную ответственность за свою политику перед Народным собранием; каждый министр ответственен за деятельность своего министерства.
Народное собрание может лишить доверия премьер-министра, любого заместителя премьер-министра, или многих министров и их заместителей. Вотум недоверия голосуется не менее чем через три дня после его объявления.
Если ответственность установлена, Собрание представляет отчет Президенту республики, где указаны причины. Президент может вернуть отчет Собранию в течение 10 дней. Если Собрание подтверждает его, Президент может вынести причины разногласия на референдум. Если результат референдума будет в поддержку Правительства, Собрание распускается, в другом случае Президент принимает отставку Совета министров.
Статья 142. Президент республики созывает заседания Совета министров, председательствует, если присутствует. Он вправе требовать отчета от министров.
Статья 143. Президент республики назначает претендентов на гражданские и военные должности, дипломатических представителей и увольняет их.
Статья 144. Президент республики издает необходимые акты для исполнения законов. Он может уполномочить другие органы власти издавать их.
Статья 147. В случае необходимости между сессиями Народного собрания Президент республики может издавать решения, которые имеют силу закона. Такие акты представляют Народному собранию в течение 15 дней, если Собрание заседает. Если оно распущено или не заседает, такие акты представляются ему на первом заседании. Если акты (решения) не представлены или не одобрены Собранием, они не приобретают силу закона.
Статья 148. Президент республики объявляет чрезвычайное положение… представляя акт об этом Народному собранию в течение 15 дней. Во всех случаях чрезвычайное положение объявляется на ограниченный период и не может быть продлено без одобрения Народного собрания.
Статья 149. Президент республики является главнокомандующим вооруженными силами.
Статья 152. Президент республики может назначать референдум.

Правительство
Статья 153. Правительство – высший исполнительный и административный орган государства.
Статья 154. Министр или заместитель министра должен быть египтянином в возрасте не менее 35 лет, иметь полные гражданские и политические права.
Статья 159. Президент республики и Народное собрание вправе предавать министров суду за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей.
Решение в Народном собрании принимается по предложению одной третьей его членов. Обвинительное заключение может быть принято двумя третями голосов.
Статья 160. Эти правила распространяются и на заместителей министров.

Местная администрация
Статья 162. Путем прямых выборов на уровне административных единиц постепенно будут создаваться народные советы, не менее половины членов которых будут составлять рабочие и крестьяне.
Председатели и вице-председатели советов будут избираться из их членов.

Национальные специализированные советы
Статья 164. Эти советы состоят при Президенте республики. Президент определяет формирование и функции каждого совета.

Глава IV
Судебная власть

Статья 165. Судебная власть независима. Она осуществляется различными судами, которые принимают решения в соответствии с законом.
Статья 166. Судьи независимы, не подчиняются никакой другой власти, кроме закона.
Статья 171. Закон регулирует организацию государственных судов безопасности.
Статья 172. Государственный совет – независимый судебный орган, который принимает решения по административным спорам и дисциплинарным делам.
Статья 173. Верховный совет под председательством Президента республики следит за деятельностью судебных органов и дает консультации по проектам законов, относящихся к судебной организации.

Глава V
Высший конституционный суд

Статья 175. Только Высший конституционный суд осуществляет конституционный контроль в отношении конституционности законов и его положений, толкует текст Конституции.
Закон определит последствия решений, касающихся неконституционности законодательных текстов.

Глава VI
Социалистический публичный прокурор

Статья 179. Социалистический публичный прокурор ответствен за процедуры, которые обеспечивают права народа, безопасность общества и его политической системы, сохранение социалистических достижений и приверженности социалистическому поведению. Он находится под контролем Народного собрания.

Глава VII
Вооруженные силы и национальный совет обороны

Статья 180. Никакая организация или группа не может создавать военные или полувоенные формирования.
Статья 182. Создается Национальный совет обороны, в котором председательствует Президент.

Глава VIII
Полиция

Статья 184. Верховный глава полиции – Президент республики.

Hosted by uCoz