Города народа майя находятся в двух областях Центральной Америке. Одна из этих областей представляет собой весьма обширную территорию центрально американских Кордильер. Через всю область протекает река Усумасинта, а по её берегам простирается дикий Лакандонский лес. К джунглям в бассейне Усумасинты прилегает небольшое невысокое плато Петен. В 1 или 2 веке нашей эры здесь был возведён первый каменный город майя. Именно в Лакандонских джунглях близ реки Усумасинты находится прекрасный город Паленке. Первые сведения об остатках древнего майяского города в джунглях (современная мексиканская провинция Чиапас) появились в середине 18 века, а именно в 1787г. В указанное время в этот район была организована исследовательская
экспедиция, цель которой - изучить как можно лучше городские развалины. В Паленке находится немало замечательных индейских пирамид. Они построены в одном и том же стиле: все невысокие, имеют наверху небольшие храмы, украшенные причудливым геометрическим орнаментом. Практически все пирамиды имеют рельефное украшение. Пожалуй, самое лучшее из них находится в святилище, которое местные жители называют храмом ГрафА. ВЕРШИНА ЭТОЙ ПИРАМИДЫ имеет КВАДРАТНУЮ ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ проекцию.
Но главные достопримечательности Паленке - храм Надписей и дворец находятся на территории центральной площади древнего города. Храм Надписей представляет собой огромную пирамиду, которая имеет восемь уровней. Она возвышается над землей на высоте около 24 м. Лестница, состоящая из 69 ступеней, ведет на верхнюю площадку пирамиды, туда, где и находится здание храма. Повсюду на стенах храма можно встретить украшения, выполненные в виде рельефных изображений, которые покрыты иероглифами. Общее число таких украшений составляет 620. Собственно говоря, храм получил свое название именно из-за этих иероглифов. В полу храма находится отверстие, которое открывает вход на узкую лестницу, ведущую внутрь пирамиды. Во второй половине XX века внутри пирамиды была обнаружена камера размером 9x4 м и высотой почти 7 м, которая находилась на глубине 1,5 м ниже уровня основания пирамиды.
В обнаруженной камере находился саркофаг с останками одного из майяских правителей. Предположительно, это был король Покал. Останки были вывезены из пирамиды, и только крышка, закрывавшая саркофаг, была оставлена там. Ее размеры составляли 3,8x2,2 м, а толщина 25 м. Ученые полагают, что на крышке изображен одноместный космический корабль. Справа от храма Надписей находятся еще два храма. Один из них имеет условное название "Храм 13" (дело в том, что многие сооружения в городе не имеют названия, а только условный номер), а другой называется храмом Черепов. Не менее интересно и другое сооружение, называемое храмом Льва. Оно представляет собой пирамиду, на вершине которой имеется маленькое помещение святилище, кстати, единственное во всем сооружении. В пирамиде находится алтарь, на задней стене которого имеется рельефное украшение. Оно изображает главного жреца Паленке, сидящего на троне, из которого видны две головы ягуаров. То есть символ ягуара применяется и здесь. К северу от центральной площади Паленке находится храм Графа. Сооружение получило такое название потому, что именно в этом храме жил в течение двух
лет исследователь руин граф де Вальдек. Чуть дальше находится площадка для игры в мяч. Древние майя придавали игре особое значение, но носила она не столько спортивный, сколько ритуальный характер.
Однако храм Графа и храм Льва, как и многие другие пирамиды, находятся за пределами центра Паленке. В центре же города расположены четыре другие пирамиды, главная из которых красуется в середине. Она представляет собой паленский Дворец с основанием в форме четырехугольника, основывающийся на искусственной насыпи. Расположен он рядом с храмом Надписей и является очень важной достопримечательностью города. По всей вероятности, Дворец был построен в начале VII века, а впоследствии неоднократно перестраивался. С его северной стороны имелась широкая лестница. Сейчас Дворец сильно разрушен, особенно сильно повреждена южная часть здания. Но, несмотря на это, даже в таком состоянии он просто потрясает. Дворец представляет собой сооружение с прямоугольным основанием размером 104x80 м. Внутри него находятся внутренние дворики, которые окружены галереями. Всего их четыре, причем два из них довольно большие, а два немного меньше. Галереи, точное назначение которых, к сожалению, установить не представляется возможным, окаймляют дворы. В одной из галерей находилась баня.
Несмотря на сильные повреждения, на стенах дворца кое-где сохранились рельефные орнаменты. На стенах Дворца имеются своеобразные изображения. Здесь показаны военнопленные, причем художник явно старался придать им жалкий комический вид. Некоторые исследователи склонны думать, что в дворцовых дворах пленников убивали. Некоторые галереи Дворца украшены изображениями разных важных людей. В основном это правители города, и художники вовсю старались подчеркнуть их власть. Как правило, они рисовали у ног властителей их подданных. Внешний вид дворца тоже весьма интересен. Его стены снаружи были украшены рельефами, некоторые из которых сохранились и поныне. Также здесь находится пятиэтажная башня, восстановленная в 1953 году. По мнению ряда ученых, в ней находилась астрономическая обсерватория. Что касается входа в башню, то он выполнен весьма оригинально. Лестница, по которой можно попасть в обсерваторию, начинается только на втором этаже, а для того, чтобы попасть туда с первого этажа, скорее всего пользовались приставной лестницей. Для чего это было применено, до сих пор неизвестно.
Рядом с Дворцом расположены еще три пирамиды, тоже весьма интересные. На их вершинах находятся главные городские святилища, которые называются, соответственно, храмом Солнца, храмом Креста и храмом Лиственного креста. Есть и еще один храм так называемый "Храм 14", но он очень плохо сохранился.
Все указанные сооружения входят в так называемую группу Креста. Разумеется, их названия современные, а произошли они от алтарных плит, которые являлись своеобразными символами. Находились алтари ннугри святилищ. Свои названия храмы получили по главным мотивам рельефа на плитах внутри храмов. В храме Солнца изображено солнце, проткнутое двумя скрещивающимися
копьями. В центре композиции храма Креста находится крест. В храме Лиственного креста центром композиции является крест, из перекладин которого выступают листья или языки пламени.
По мнению ученых, храмы группы Креста являлись главными святилищами города майя. Они все расположены на пирамидальных основаниях. Самым большим из них является храм Креста, который был восстановлен в 1990 году. Храм Солнца имеет три входа, которые все находятся на фасаде. У главного входа в святилище имеются колонны с надписями, состоящими из иероглифов. Святилище находится внутри храма. На его задней стене имеется хорошо сохранившийся барельеф, на котором изображено солнце в виде щита, которое пронзают два скрещенных копья. По этому барельефу можно определить дату сооружения. Это 642 год нашей эры.
Следующая пирамида храм Креста. В центре ее расположен крест, который, по всей видимости, символизирует растение, считавшееся у народа майя священным. Этим растением является кукуруза.
Сверху от рельефа, украшающего описываемую пирамиду, изображена птица кецаль священный символ индейцев Центральной Америки. Также здесь имеется изображение, свидетельствующее о том, что в древности у народов майя практиковались жертвенные подношения. Кстати, подобные свидетельства есть и в храме Солнца. Третье паленкское святилище расположено в храме Лиственного креста. Такое название было дано сооружению за барельеф поразительной
красоты. Его главным мотивом является крест, из которого выступают языки пламени, похожие на листья. Сверху от этого вола изображено человеческое лицо, также изображения людей имеются и на горизонтальных перекладинах креста. По обеим сторонам от нее расположены шеи, состоящие из иероглифов. Вероятнее всего, какие-то тексты.
Царская гробница
В храме Надписей в Паленке обнаружили надгробие под которым был погребен жрец. Внутри гроба находились человеческие останки. Весьма интересно описание того, как исследователями была обнаружена гробница древних майя. Дело в том, что ученых долгое время интересовал вопрос о назначении храма Надписей в Паленке. В 1949 году участники экспедиции в древний город обратили внимание на пол описываемой пирамиды. Он был покрыт искусно обработанными каменными плитками, одна из которых имела 12 отверстий, плотно закупоренных каменными затворками. Плита чуть выступала над поверхностыо пола, что навело исследователей на мысль попытаться ее поднять, что и было сделано. Далее их взорам открылась часть лестницы, заваленной камнями и глиной.
Однако было ясно, что кто-то специально завалил вход в пирамиду. Работа по расчистке лестницы была очень трудоемкой и продолжалась долгое время. На глубине 16 м лестница заканчивалась. Каменная стена Преграждала вход в какой-то коридор. В этой стене была замурована шкатулка, в которой находились атрибуты жертвенных обрядов: раковины, окрашенные красной краской, драгоценности из нефрита. Проломив стену, участники экспедиции оказались перед еще одной, толщина которой достигала 4 м. Здесь был замурован каменный ящик, в котором находились останки шестерых человек, пяти мужчин и одной женщины. Это были жертвы, причем скорее всего погребенные таким непочтительным образом имели благородное происхождение.
Перед исследователями возникло еще одно препятствие огромная каменная плита. Когда же и она была устранена, то участники экспедиции, наконец предстали перед тем, к чему так долго стремились. Из густого мрака неожиданно возникла потрясающая картина, просто-таки неземная. Ощущение было таким, что это большой волшебный грот, высеченный в ледяной глыбе. Сверкание его стен просто завораживало. Гробница напоминала заброшенный храм. На ее стенах имелись украшения в виде скульптурных фигур из алебастра. Пол почти полностью закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями.
Длина склепа составляла почти 9 м, ширина 4м, и примерно на 7 м сводчатый потолок уходил вверх. Это подземное помещение было выполнено с таким мастерством, что прекрасно сохранилось даже через десяток веков. Кладка стен была выполнена с величайшей точностью, ни один камень не сместился со своего места. На стенах склепа угадывались очертания девяти больших человеческих фигур, сделанных из алебастра. В пышных костюмах присутствовали птичьи мотивы: головной убор был выполнен из длинных перьев птицы кецаль, плащ из перьев и нефритовых пластин. В руках загадочные существа держали символы и атрибуты своего высокого социального положения: скипетры с рукоятью в виде головки змеи, маски бога дождя и круглые щиты с ликом бога солнца.
Ученые полагают, что на стенах склепа были запечатлены так называемые Болон-ти-ку, что в переводе, означает "девять владык мрака". Согласно мифологии древних майя, существовало девять подземных миров, в каждом из которых был свой правитель. Первоначально ученые не знали точно, что именно они обнаружили подземный храм или гробницу. В подземном помещении находился гигантский каменный ящик, покрытый огромной плитой. Для того чтобы точно уяснить назначение обнаруженной комнаты, следовало поднять плиту. Но это было очень непросто выполнить, так как ее вес достигал почти 5 т. Кроме того, ни в коем случае нельзя было допустить повреждения уникальной резьбы.
Проведенные исследования ящика показали, что внутри он полый и заполнен красной краской. Красный цвет у майя издавна считался символом жизни и бессмертия, поэтому по обычаю они посыпали тела особо чтимых покойников краской.
Итак, сомнений в том, что находка является гробницей, больше не осталось. Это был первый саркофаг, найденный на территории майя. Когда с помощью техники плиту наконец подняли и была устранена еще одна преграда, оказавшаяся под ней, перед исследователями возникла поразительная картина. Внутри саркофаг был покрыт ярко-красной краской, на которой находились останки человека. Зелеными огнями горели украшения из нефрита. Удалось определить, что останки принадлежали мужчине 40 50 лет. Он был погребен вместе со своими драгоценностями из нефрита, а одна бусина была положена ему в рот по обычаю майя. Считалось, что это плата за проход в подземное царство. Были также обнаружены остатки диадемы из нефритовых пластин. На одной из пластинок имелось изображение головы бога-вампира Солнца в виде летучей мыши. В ногах была положена статуэтка бога солнца из нефрита.
Ученым удалось реконструировать погребальную мозаичную маску, которая, как полагают, является точным портретом погребенного. Глаза маски были выполнены из раковин, зрачки из обсидиана.
Очень интересна каменная плита, служившая крышкой саркофага. Она представляет собой поистине скульптурное произведение. Всю поверхность крышки покрывает искусно выполненная резьба, на боковых гранях имеются иероглифические надписи, среди которых попадается несколько дат. На наружной поверхности плиты изображена символическая сцена. В нижней части нарисована страшная маска, по-видимому, изображающая божество земли.
Очень многие мексиканские народы доколумбовой эпохи изображали его как чудовище, питающееся живыми существами. Согласно майяской мифологии, все живое после смерти возвращается на землю. На маске чудовища изображен сидящий юноша потрясающей красоты. Он облачен в богатую одежду и драгоценности. Побеги невиданного растения, идущие из пасти чудовища, обвивают туловище юноши. Взгляд человека обращен на предмет крестообразной формы, изображающий, по-видимому, растение маис. Оно издавна считалось у майя символом жизни. Нa перекладине креста извивается двуглавая змея, из пасти которой показываются маленькие фигурки людей в масках бога дождя. Это тоже символы древних майя: согласно их поверьям, змея связана с небом и дождем. На вершине маиса изображена священная птица кецаль, облаченная в маску бога дождя, а немного пониже видны знаки, являющиеся символами воды, кроме того, дна небольших щита с изображением бога солнца. На основе подробного изучения документальных источников ученые смогли приблизительно расшифровать символику изображений на крышке саркофага.
Согласно их истолкованию, юноша, сидящий на маске чудовища земли, является одновременным символом человека и растения. Смысл в том, что зерна растения должны быть погребены, то есть вернуться в землю для того, чтобы вновь прорасти. То же самое, по мнению древних майя, должно произойти и с человеком.
Как уже говорилось, крест, на который пристально смотрит человек, символизирует маис, с которым связана идея воскрешения. Возможно, маис
олицетворяет стремление человечества обрести бессмертие. Такие верования народов майя очень похожи на мотивы египетской мифологии, выражающиеся в обожествлении сил природы и поклонении им. У обоих народов имеется объект поклонения растение, символизирующее смерть и воскрешение.
На полу возле саркофага находились две алебастровые головы, отбитые от
больших, в высоту человеческого роста, статуй. Вероятно, головы символизировали обезглавленных людей, принесенных в жертвы, поскольку у
древних майя существовали обряды жертвоприношения, совершаемые во время
земледельческих праздников.
От саркофага уходила вверх длинная каменная труба в виде змеи, заканчивающаяся в центральном помещении храма вблизи алтаря. Ученые полагают, что через эту трубу осуществлялось общение души умершего со своими живыми родственниками и жрецами. Лестница после похорон засыпалась обломками камней, таким образом, единственным связующим гробницы с миром живых являлась труба.
Вес саркофага был так огромен, что у ученых не возникало мыслей о том, что
он был доставлен в гробницу уже после ее строительства. Очевидно, возведение гробницы изготовление саркофага проходило комплексно, а пирамида и храм были выстроены над готовой гробницей, чтобы защитить ее от разного рода разрушений. Вполне возможно, что погребенный в храме Надписей сам руководил строительством гробницы. Но кем же был этот человек, удостоенный после смерти колоссальных почестей? Безусловно, это какой-то правитель, поскольку налицо явные атрибуты власти.
Разумеется, гробница представлялась весьма заманчивой для грабителей. Вот
почему древние майя так тщательно скрыли ее, выстроив пирамиду и засыпав ход к ней. С открытием царской гробницы в Паленке ученым удалось доказать, что
пирамиды Древней Америки использовались не только как основания для храмовых зданий, но и для захоронений самых знатных и почитаемых властителей.
В результате открытия гробницы в храме Надписей исследователи получили весьма обширную информацию о культуре древних майя. Время правления царя, гробница которого была обнаружена, относится к VII веку нашей эры. Тот факт, что храм Надписей оказался прежде всего погребальным памятником, натолкнуло исследователей на мысль о том, что и в других храмах майяских городов могут находиться останки правителей. Однако впоследствии факт обнаружения гробницы и храме Надписей стал достоянием общественности, и результате чего возникла волна противоречивых мнений. Среди них встречались и такие, согласно которым погребенный правитель был якобы немайяского происхождения, а основной акцент подобных мнений делятся на предположении, которое стало весьма распространенным в то время. Оно заключалось в том, что родина древних майя находится в Египте.
Между различными учеными велись активные споры.
Теории относительно гробницы в Паленке
Волна фантастичных теорий обусловила возникновение новых интерпретаций рельефных изображений, найденных в гробнице. Согласно некоторым из низ символические украшения, обнаруженные на саркофаге в Паленке, несут в себе
своеобразные космические мотивы. Они вполне понятны современному человеку
но, по мнению некоторых ученых, загадка заключалась в том, откуда эти мотивы возникли у древних народов.
Так, например, согласно одному из описаний, каменный рельеф, обнаруженный в
Паленке, скорее всего, изображал бога Кукулькана. Фантастическое истолкование заключалось в своеобразном описании рельефного украшения, которое якобы было таким: человек, сидящий в позе гонщика на каком-то механизме, обеими руками управляется со множеством не понятных контрольных приборов. Перед его лицом расположен какой-то прибор, на который человек очень внимательно смотрит. В транспортном средстве, описанном таким образом, каждый легко узнает космическую ракету. "Ракета" заострена спереди, потом расширяется и заканчивается пламенем. На ней имеются выступы и изгибы.
Кстати, одежда человека, согласно описанию, удивительно похожа на современную. Подобные гипотезы о присутствии космических мотивов в древнем
саркофаге были достаточно распространены в середине XX столетия. Что же
касается реальных фактов, то они отнюдь не подтверждают подобных фантастических предположений.
Дело в том, что для соответствия своим теориям авторы описывали изображения
на крышке саркофага весьма искаженно. Что касается изображения юноши, то оно тоже не соответствует реальному, в результате чего многие детали скульптурной композиции такие как птица кецаль, маска божества земли и другие описанные, предстают в неестественном виде. В изгибах крестовидного растения маиса был увиден контур космической ракеты. После того как космические мотивы изображении постепенно изжили себя и перестали будоражить человеческое воображение, возникает новая, еще более фантастичная теория.
Она заключалась в следующем. В гробнице храма Надписей, оказывается, был
похоронен не достаточно молодой мужчина, а дряхлый старик очень низкого роста, возраст которого превышал 80 лет. Было названо даже его предположительное имя Пакаль, что в переводе означает "щит". Поводом для
определения имени послужило то, что знак щита встречается иногда в надписях
на саркофаге. Пакаль якобы являлся правителем Паленке с 615 по 683 год нашей эры. Было приведено множество "фактов", настолько не соответствующих реальному положению вещей, что это бросалось в глаза. Однако первоначально подобная гипотеза была подхвачена широкими слоями населения.
К счастью, тщательное изучение хроник и свидетельств положило конец существованию фантастических теорий. В результате выяснились следующие факты. Человек, погребенный под пирамидой храма Надписей, являлся одним из выдающихся правителей Паленке второй половине VII века. Примерное время его
правления 655-694 годы.
Полное имя умершего властителя или же его характерное прозвище пока остаются неизвестными, однако нет никаких оснований называть его Пакалем. Щит это символ власти, его изображение встречается на стелах и рельефах во многих городах древних майя, в том числе и Паленке.
Было проведено повторное изучение скелета мексиканскими антропологами, и
это подтвердило, что умерший был высоким и крепким мужчиной в возрасте около 40 лет. Не было оснований утверждать, что великий правитель Паленке был карликом. Его рост достигает 1,73 м, и потому должен был казаться древним оби-пи елям города поистине гигантским, поскольку средний рост индейца майя составлял 1,5 1,6 метра.
Кроме того, было доказано, что погребенный человек имел типично майяское
происхождение. Таким образом была доказана безосновательность возникших
предположений.
Тайны древних пирамид из серии "Все загадки земли" Татьяна Фисанович
Материал предоставлен Юпатовой Еленой (г. Калининград)
На главную
|