После смерти Эхнатона в 1354 г. до н.э. жрецы Амона вновь берут верх. Песчаные бури, жара и время уничтожают стены недолговечной столицы.
Манефон поместил Харемхеба, восстановившего порядок и занявшего престол фараонов, в конце XVIII династии, но, насколько нам известно, он не был царского происхождения и не состоял ни в каком родстве с падшим домом. В течение смутной эпохи быстрого чередования слабых царей, он вёл себя так искусно, что постепенно занял могущественное и влиятельное положение. Его восшествие на престол знаменует собою реставрацию Амона, восстановление прежнего порядка и начало новой эпохи.
Уже почти полностью безлюдный город Ахетатон был «размётан», его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и самую память о правлении царя – «еретика из Ахетатона». Будучи столь непримиримым в своей враждебности к имени и движению Эхнатона и столь решительным при восстановлении старого порядка, Харемхеб не упускал, где только можно, случая внести умиротворение.
С такими серьёзными задачами внутри страны и с дезорганизацией и анархией за её пределами, полученными им по наследству, Харемхеб, не мог уделять много внимания чужеземным войнам. Он имел дело с Азией и знал, чего можно было оттуда ожидать. Судя по тому, что всё его внимание было поглощено внутренними делами, по-видимому, он считал положение за пределами страны безнадёжным.
Харемхеб не оставил после себя наследника мужского пола, и фараоном становится Рамсес, один из его друзей, который в 1315 г. до н.э. основывает новую династию.
Рамсес I в момент своего воцарения был уже пожилым человеком. Он задумал и начал обширный зал с колоннами, знаменитый Карнакский гипостиль, впоследствии законченный его преемниками.
Во второй год своего царствования он нашёл новые обязанности для себя непосильными и назначил соправителем своего сына Сети I, которому в то время было, вероятно, 30 лет. Вместе с ним он организовал кампанию в Нубию. Весьма возможно, что молодой принц-соправитель лично руководил этой экспедицией и воздвиг плиту, прежде чем вернуться в Египет. Спустя шесть месяцев после постановки плиты старого царя не стало (1313 г. до н.э.), и Сети вступил на престол как единоличный царь Египта.
Он проводит взвешенную политику, называя себя то «любимцем Амона», чтобы угодить жрецам Фив, то «любимцем Птаха», чтобы понравиться жрецам Мемфиса. Главным для него является бог Сет, имя которого он носит.
Сети I проводит активную внешнюю политику, стараясь восстановить египетское влияние на окраинах страны. Он победил хеттов в Сирии-Палестине, дошёл до Кадеша на реке Оронт, участвовал в походах против ливийцев и нубийцев.
Сети умер (около 1292 г. до н.э.), после более, чем 20-летнего царствования. Он был положен в пышный саркофаг из алебастра в великолепной гробнице, высеченной им в западной равнине.
Замысел молодого Рамсеса был немедленно приведён в исполнение. Занимал ли старший брат престол достаточно долго, чтобы вставить своё изображение на отцовском рельефе или же тому было причиной его влияние в бытность его наследным принцем, мы не можем сказать. Как бы то ни было, Рамсес его отстранил без минуты колебания и овладел престолом. Единственное официальное свидетельство притязаний его брата – его изображение, вставленное рядом с изображением Сети в битве с ливийцами – было немедленно стёрто вместе с его именем и титулами.
Таким образом, Рамсес II, «избранник Ра», становится фараоном. При кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со жречеством, которая приняла теперь скрытые формы. Рамсес не терял времени утвердиться в средоточии власти – Фивах. Он немедленно поспешил туда, и отпраздновал в государственном храме большой ежегодный праздник Опет. Приобретя расположение жрецов Амона, он посвятил себя с великим рвением благочестивым трудам в память своего отца. А Абидосе он нашёл великолепный заупокойный храм своего отца в плачевном состоянии: памятник в целом был почти совершенно разрушен.
Возможно, что тяжёлое бремя заупокойных вкладов его отца заставило Рамсеса искать новые источники доходов. Честолюбие влекло его к более великим задачам: он замышлял ни больше ни меньше как восстановление великой Азиатской империи, покорённой его предшественниками, царями XVIII династии.
Начиная с XIX династии Египет опять вступил в полосу войн. В результате успешных походов фараонов Сети I и Рамсеса II , была возвращена утраченная к концу правления XVIII династии часть египетских владений в Передней Азии и укреплено господство Египта в Нубии. Однако народы, казалось бы, навечно покорённые фараонами и в Нубии, и в Передней Азии, продолжали сопротивляться деспотической власти египтян.
Царям XIX династии пришлось вести долгую борьбу за преобладание в Сирии и Палестине с противником, оказавшимся равным им по силам, - с Хеттским государством. Тем не менее в Египет снова хлынул поток богатств, что позволило возобновить строительство.
Рамсес II предпринимает походы в Сирию-Палестину, самым знаменитым из которых является поход 1284 г. до н.э., когда он пытается овладеть хеттским городом Кадешем. Наконец, он заключает мирное соглашение с хеттами, которому предшествовали 16 лет военных действий.
Внешняя политика Рамсеса II носит прежде всего оборонительный характер: союз с хеттами направлен против Ассирии, которая недавно захватила царство Митанни. Ему становится трудно удерживать под своим влиянием Сирию-Палестину и Северную Сирию, которые несмотря ни на что переходят к хеттам.
Столкновение Рамсеса с хеттами, стоившее, вероятно, 15 или 16 лет суровых походов в Азии, служит основанием для прославления его как воина, но не рисует его искусным военачальником.
Фивы остались официальной столицей, там даже шло большое строительство в храме Амона и были сохранены художественные мастерские. Реальную же столицу – место своего пребывания – Рамсес II перенёс в свой родной город Танис в Дельте, который он переименовал в Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Он не стремился решительно порвать с вновь очень укрепившимися фиванскими жрецами, а постарался лишь ослабить их огромную власть.
Самый знаменитый фараон Египта Рамсес II правил 67 лет и умер почти в столетнем возрасте. Фараон-строитель оставил Египту огромное количество храмов и городов, таких как Абу-Симбел – самая грандиозная и красивая постройка, - храм, посвящённый триаде богов – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. На деле же он был воздвигнут исключительно для прославления в веках его строителя Рамсеса II. Находится примерно в трёхстах километрах от Асуана, в сердце нубийской территории, почти на границе с Суданом.
Жизнь и подвиги царя были повсеместно прославлены изображениями и текстами. Его архитекторы без колебаний использовали старые памятники, стирая имена прежних фараонов и высекая имя Рамсеса II.
На западном берегу Нила, напротив Фив, зодчий Пенра возвёл для Рамсеса II заупокойный ансамбль, - Рамессеум. В сложный план его, определявшийся погребальным ритуалом, были включены дворец, храм с рядом дворов, колонных залов и святилищем, кладовые. Части этого ансамбля были обильно и парадно оформлены скульптурой и росписями.
Рамсес II культивировал древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскую эпоху: торжественно-монументальный стиль, подавляющую грандиозность сооружений, могущественное величие статуй фараона-бога.
Рамсеса сменил на престоле его тринадцатый сын Мернептах – человек уже пожилой. При нём в стране царил мир, однако спокойствие было нарушено: «народы моря» начали совершать набеги на Дельту. Эти «пираты» появились внезапно. Как свидетельствуют тексты, египтянам удалось отбить одно из нападений, при котором пришельцы потеряли 6000 человек убитыми.
После смерти Мернептаха историки теряются во множестве дворцовых интриг: захватов власти, убийств, переворотов – разворачивается борьба между многочисленными потомками Рамсеса.
В конце XIX династии постоянная борьба номовой знати за власть и неоднократные восстания рабов привели к распаду государства и смене династий. После нескольких лет волнений в 1198 г. до н.э. новый фараон Сетнахт основывает XX династию. Сетнахта сменяет Рамсес III, который мечтает стать великим фараоном. В течение 30 лет правления он ведёт войны, защищая государство, которому на западе угрожают ливийцы, на севере – «народы моря».
Во время правления XX династии прекратился поток рабов, усилилась эксплуатация свободного населения страны. Стараясь преодолеть стремление знати к самостоятельности, фараоны пытались опереться на жречество. Они дарили храмам земли и рабов, способствуя этим их чрезвычайному могуществу. В результате к концу Нового царства трон царей Египта оказался в руках верховного жреца бога Амона.
Рамсес III умирает в 1167 г. до н.э., оказавшись жертвой придворного заговора, подготовленного царицей и некоторыми придворными.
У XX династии уже не было сил вернуть земли в Сирии и утраченную Нубию.
После смерти Рамсеса III во главе страны последовательно оказываются фараоны, почти все носящие имя Рамсес. Но от Рамсеса IV до Рамсеса IX царская власть слабеет, государство дробится, начинаются распри с участием жрецов Амона; грабители опустошают царские гробницы. Запасов продовольствия уже не хватает, в стране наступает голод. Фараоны с трудом удерживают в руках долину Нила. Наступает конец Нового царства.
На главную
|