ИМПЕРИЯ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД  

НОВОЕ ЦАРСТВО - эпоха третьего и последнего подъёма египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период XVIII династии, царившей в течение двух веков - от середины XVI до середины XIV в. до н.э.
Задача создания государства, стоявшая перед Яхмосом I, существенно отличалась от реорганизации, произведённой в начале XII династии Аменемхетом I. Течение событий, закончившееся изгнанием гиксосов, определило для Яхмоса форму нового государства. Он стоял во главе сильного войска, надлежащим образом организованного и сплочённого, благодаря продолжительным кампаниям и осадам, длившимся года, в продолжение которых он был в одно и то же время и предводителем войск, и главой государства. Египет стал военным государством. Долгая война с гиксосами воспитала из них солдат, огромная армия Яхмоса провела целые годы в Азии и оставалась более или менее продолжительное время среди богатых городов Сирии. Располагая такой силой, он правил самодержавно, некому было оказывать и тени сопротивления. Ему обязаны мы преимущественно восстановлением государства после двух столетий внутренних неурядиц и иноземных вторжений.
Новое государство рисуется перед нами более отчётливо, чем какой бы то ни было период египетской истории при местных династиях. Высокое положение, занятое фараоном, знаменовало собой его живое участие в делах управления. В административном отношении страна была разделена на неравные округа, из которых некоторые состояли из старых укреплённых городов феодальной эпохи с прилегавшими к ним деревнями, тогда как другие были лишены такого центрального города и были, очевидно, произвольными подразделениями, сделанными исключительно из административных соображений. Существовало, по крайней мере, 27 административных округов между Сиутом и порогами, а вся страна в целом имела их приблизительно вдвое больше. Главной заботой правительства было сделать страну экономически сильной и производительной. Как бывало и раньше, административные чиновники временами отправляют правосудие. Они постоянно занимают судебные должности.
В обществе исчезновение земельной знати и управление местных округов огромной армией маленьких коронных чиновников открыли для среднего класса ещё более широкий путь к бесчисленным карьерам, нежели в эпоху Среднего царства. Это обстоятельство должно было вызвать постепенное изменение в его положении.
Торжество фиванской фамилии обусловило главенство Амона. Он не был богом резиденции в эпоху Среднего царства, и хотя возвышение фиванской фамилии до некоторой степени его выдвинуло, тем не менее он стал главным богом государства только теперь. Смешение древних богов не лишило одного только Амона его индивидуальности; вследствие его почти каждый бог мог обладать качествами и функциями другого, хотя преобладающее положение и занимал по-прежнему солнечный бог. Загробные верования эпохи являлись продолжением тенденций, уже ясно различимых в эпоху Среднего царства. Магические формулы, посредством которых умершие должны были восторжествовать в потустороннем мире, становятся всё многочисленнее. По мере того, как подбор наиболее важных из числа этих текстов делался более и более постоянным, стала слагаться «Книга мёртвых». Над всем царила магия, благодаря её всемогущим чарам умерший мог достигать всего, чего желал.
Гробница знатных людей состоит, как и прежде, из покоев, высеченных в скале, и в согласии с господствующей тенденцией её стены покрыты воображаемыми сценками из иного мира, загробными и религиозными текстами, имеющими в большинстве случаев магический характер. В это время гробница становится более личным памятником умершего. Таким образом, скалы против Фив, прорезанные гробницами вельмож империи, заключают целые главы из жизни и истории того времени.
Из хаоса, произведённого управлением иноземных властителей, медленно возникало новое государство по мере того, как ожесточённые войны Яхмоса I постепенно приходили к концу. К государственной религии чужеземная династия не выказывала симпатии, и во многих местах храмы лежали разрушенными и покинутыми. Поэтому Яхмос на 24 году своей жизни возобновил работы в знаменитых каменоломнях в Аяне или Турре, против Гизы (откуда брались глыбы для пирамид IV династии), с целью достать камень для храмов в Мемфисе, Фивах (Луксоре) и, вероятно, иных местах. Ни одна из этих его построек, однако, не сохранилась. Его величайшим созданием остаётся сама XVIII династия, для блистательного поприща которой его собственные дела заложили столь прочный фундамент. Несмотря на своё почти 22-летнее царствование, Яхмос, по-видимому, умер молодым (в 1557 г. до н.э.). Он был погребён последним, в древней усыпальнице XI династии, в северном конце западной фиванской равнины, в каменной гробнице, теперь уже давно погибшей. Тело Яхмоса I, так же как и эти драгоценности, хранится ныне в Каирском музее.
Время ещё не созрело для великих дел, ожидавших монархов новой династии.
Аменхотеп I, преемник Яхмоса, был вынужден вторгнуться с войском в Нубию и проникнуть до границы Среднего царства у вторых порогов, где храм Сенусертов и Аменемхетов находился долгое время в руках варваров и лежал, без сомнения, в развалинах. Очистив границу от врагов и обеспечив за собой Нубию, Аменхотеп получил возможность обратить своё оружие против Азии. Благодаря этой войне, или из какого-либо иного источника, он добыл средства для постройки в Фивах роскошнх зданий, включая молельню при его гробнице на западной равнине и великолепные храмовые врата в Карнаке, позднее снесённые Тутмосом III.
Мы не знаем, оставил ли Аменхотеп сына-наследника. Его преемник Тутмос I происходил от женщины, рождение и семейные отношения которой неизвестны и которая, была не царской крови. Её великий сын был, по-видимому, обязан своим восшествием на престол браку с принцессой древней линии по имени Яхмос. Успев в этом, он тотчас же выпустил манифест, возвещавший всему царству о его короновании. Это произошло около января 1540 или 1535 г. до н.э. Чиновники в Нубии сочли манифест достаточно важным, чтобы высечь его на плитах, поставленных ими в Вади-Хальфе, Куббане и, быть может, иных местах. Чиновник, сделавший это, имел основание выразить свою приверженность к новому царю, потому что он был назначен на новую и важную должность при самом его восшествии на престол.
При Тутмосе III южная часть новой провинции была покорена ещё далеко не окончательно. Беспокойные племена с холмов, возвышающихся над Нильской долиной, постоянно предпринимали набеги на города вдоль реки и делали невозможными прочное управление и правильную разработку естественных богатств страны. В начале второго года своего царствования, царь отправился лично на юг, чтобы изыскать способы более полного покорения. То был первый фараон, стоявший у северных врат Донгольской провинции, обширного цветника Верхнего Нила. Имея долгий путь уже позади себя, фараон воздвиг в том месте пять триумфальных плит, увековечивавших новое завоевание. Затем царь торжественно проследовал через канал с телом нубийского вождя, всё ещё висевшим головой вниз на носу его барки, где оно оставалось, пока он не сошёл на берег в Фивах.
Смерть Тутмоса I в 1520 г. до н.э. вновь ставит проблему наследования. У него была дочь Хатшепсут, которая вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II, а после его смерти в 1504 г. до н.э. за Тутмоса III. Заявив о своих правах, она стала официально царствовать с мужем как сопровительница. Вскоре её сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьёзно урезан в своих правах и даже в конце концов отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царём – факт невероятный. Она была названа «женским Гором»!
Хатшепсут немедленно предприняла самостоятельные работы и постройку царских памятников, в особенности великолепного храма для посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах. Это храм, известный теперь под именем Дейр-эль-Бахри.
Царица принялась энергично за работу, как первая великая женщина, известная в истории. Хатшепсут привела в порядок дела Обеих стран. Её сторонники заняли самые влиятельные должности. Всего ближе к царице стоял Сенмут, заслуживший её полное благоволение. Он был наставником Тутмоса III, когда тот был ребёнком, и ему было теперь доверено воспитание маленькой дочери царицы Нефрура. Наиболее могущественным из её сторонников являлся Хапусенеб, бывший одновременно визирем и верховным жрецом Амона. Он был также главой новоорганизованного жречества целой страны, таким образом он соединил в своём лице всю власть административного правительства и всю власть сильной жреческой партии, ставшей на сторону Хатшепсут. Такими новыми силами располагала теперь партия царицы. Судьба, а также, вероятно, и жизнь этих людей тесно зависела от успеха и господства Хатшепсут, поэтому они усиленно заботились о поддержании её положения.
Внимание энергичной царицы к мирным искусствам, её деятельная забота о развитии богатств империи стали вскоре приносить свои плоды. Кроме огромных доходов из внутренних источников, Хатшепсут получала также дань со своих обширных владений, простиравшихся от третьих нильских порогов до Евфрата.
Кроме обелисков, воздвигнутых в шестнадцатом году её правления, также под её эгидой до двадцатого года её царствования, продолжались работы на Синайском полуострове, куда неутомимая царица послала горную экспедицию, возобновившую там работы, прерванные вторжением гиксосов.
После смерти Хатшепсут Тутмос III становится единственным правителем. Он начинает с того, что мстит той, которая опекала его, и вытравливает, насколько возможно, всякую память о ней, уничтожая статуи, свитки и надписи с именем царицы.
Проявляя волю и упорство, Тутмос III возобновляет военные действия в Нубии и доходит до четвёртого порога, присоединив к Египту практически всю страну. На Востоке он одерживает победу в Палестине у Мегиддо, затем поднимается к северу, захватывает на побережье Библ, чтобы иметь возможность доставлять товары морем, и, совершив 18 походов, переходит Евфрат.
Завоёванные Тутмосом III территории становятся протекторатами. Власть в них принадлежит местным правителям, которые остаются верны фараону. Добыча обогащает страну: лес и ценные материалы используются на строительстве дворцов.
Тутмос создал первую подлинную империю и является поэтому первой мировой личностью, первым мировым героем. Его личность более выпукла и индивидуальна, чем личность всякого иного царя Раннего Египта, исключая Эхнатона. Мы видим человека с безграничной энергией, которой мы не встречаем ни в одном фараоне ни до, ни после, человека разностороннего, набрасывающего рисунок чудных ваз в минуту отдыха, администратора с глазами рыси, одной рукой обрушивающего свои войска на Азию, а другой – карающего лихоимных сборщиков податей. Память о неотвратимой каре его мощной десницы жила среди потрясённых жителей Нахарины в течение трёх поколений. Его имя могло служить заклинанием, и спустя столетия после того, как его империя распалась на части, оно изображалось на амулетах как магическое слово.
Старший сын Тутмоса III Аменхотеп II становится царём в 1450 г. до н.э., продолжая традиции фараонов-завоевателей. Когда известие о смерти Тутмоса III достигло Азии, момент был сочтён благоприятным, и царьки сделали все приготовления, чтобы сбросить с себя тяжёлое обязательство вносить ежегодно дань. Когда умер отец и вспыхнуло восстание, Аменхотеп II царствовал как соправитель всего лишь год. Его неожиданная энергия по-видимому, подавила восстание прежде, чем оно успело сосредоточить все свои силы, и, урок был настолько внушителен, что больше уже не предпринималось ни одной попытки свергнуть его господство в Азии.
Молодой фараон направил затем свою энергию на укрепление другого крайнего предела империи и на установление её южной границы. Прибыв в Фивы, он отправил экспедицию в Нубию, которая захватила с собою тело седьмого царя страны Тихси и затем повесила его на стене Напаты. Таким образом, территория Египта распространилась за пределы большой излучины Нила до той области, где река часто течёт в южном направлении.
В Фивах фараон построил свой, ныне погибший, заупокойный храм на западной стороне реки, возле святилища своего отца, и поправил в Карнакском храме долгое время остававшийся без крыши зал, где находились обелиски Хатшепсут. Он вновь поставил удалённые ею колонны и богато украсил их драгоценным металлом.
Скончавшись около 1420г. до н.э., после царствования, продолжавшегося около 26 лет, он был погребён, как и его предки, в Долине Царей, где его тело покоится до настоящего времени.
За Аменхотепом II следовал его сын Тутмос IV. Ему пришлось вскоре подумать о поддержании империи в Азии. Но мы ничего не знаем о течении его похода, предпринятого туда, который он называл, как и его отец, своей «первой кампанией». По-видимому, Тутмос IV не долго пережил экспедицию в Нубию. Вследствие этого он не имел времени возвеличить Фивы и украсить государственный храм по примеру своих предков. Но его преклонение перед дедом Тутмосом III побудило довести до конца замечательную работу великого завоевателя. Уже 35 лет последний обелиск Тутмоса III лежал неоконченным у южного портала ограды Карнакского храма.
Его внук высек на нём имя древнего покорителя Азии, и воздвиг колоссальный обелиск высотой в 105,5 фута – величайший из сохранившихся памятников такого рода. Этот обелиск возвышается теперь перед Латераном в Риме. Вскоре после этого Тутмос IV умер (около 1411 г. до н.э.) и был погребён в той же долине, где и его предки.
Наследовавший ему сын был третьим Аменхотепом и последним великим императором. Он был всего только правнуком Тутмоса III, но уже при нём высокая волна египетской мощи стала медленно падать, и он не был человеком, способным помешать этому.
Таким образом, фараоны Тутмос IV и Аменхотеп III, устраивали лишь военные парады для устрашения народов, которые пожелали бы взбунтоваться, но уже не расширяли огромную державу.
Когда умирает фараон Аменхотеп III (около 1375 г. до н.э.), после приблизительно 36-летнего пребывания на престоле, Египет процветает и живёт в невиданной до того роскоши. Всемогущие жрецы Амона расширяют своё влияние, свои земельные владения и пытаются оказать сопротивление его сыну, фараону Аменхотепу IV, который выступил против жрецов не только по политическим мотивам, но и по религиозным.
Аменхотеп IV, юный и неопытный сын Аменхотепа III и царицы Тии, был, поистине, могуч и бесстрашен, но он совершенно не умел понять реальных нужд своей империи. Взойдя на престол, он сразу столкнулся с очень трудным положением вещей.
Чтобы ослабить всё возрастающую политико-экономическую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, Аменхотеп IV осуществил решительные преобразования. Отстранив от главных государственных должностей чиновников из старой знати, он привлёк из служилой знати людей, обязанных своим высоким положением не происхождению, а исключительно воле царя.
Вместо того, чтобы собрать армию, в которой так сильно


На главную

Hosted by uCoz