О Нефертити («Красота пришла») нам известно очень мало. Как уже говорилось, она была главной женой Эхнатона, матерью шестерых его дочерей, дочерью Аи и мачехой Тутанхамона. Её имя редко упоминается в надписях, сделанных после двенадцатилетнего пребывания царской резиденции в Амарне, что привело к появлению различных гипотез. Профессор Т.Э. Пиит (статья «Эхнатон, Нефертити, Ти и Мутнесемт» в сборнике У. Бруниона «Цари и царицы Древнего Египта», 1925) предполагает, что Нефертити оставила Эхнатона, хотя и не приводит никаких веских причин.
С.Р.К. Глэнвилл («Великие личности Древнего Египта», 1930) считал, что её исчезновение было следствием какой-то немилости, но опять-таки без всяких на то оснований.
Профессор Г. Франкфурт пришёл к выводу, что появление Ти в Амарне вызвало конфликт между невесткой и матерью, ослабивший положение Нефертити как главной жены, но и он не приводит никаких доказательств.
Дж.Д.С. Пенделбери, обратив внимание на факт находки многих предметов, связанных с Нефертити, в руинах северной Амарны, высказал предположение, что она поселилась в собственной резиденции, где и проживала отдельно от всей царской семьи до конца амарнского периода. В действительности отсутствие доказательств позволяет предположить, что она просто скрылась в безлюдной местности.
Знаменитая раскрашенная голова прекрасной Нефертити была найдена в закрытой мастерской скульптора Тутмоса из Амарны немецким археологом Людвигом Борхардтом и позднее выставлена в экспозиции Берлинского музея. У головы только один глаз; левый глаз отсутствует. Археологи не нашли в этом ничего необычного. Они сказали, что скульптор, Тутмос, в спешке покинул свою мастерскую, оставив голову на столе незаконченной.
Голова Нефертити, вылепленная Тутмосом, говорит нам о том, что «можно увидеть лишь половину картины», проводя разграничение между физической и духовной сторонами жизни. Психологи считают, что женский мозг в большей степени контролирует левое полушарие, которое отвечает за слова, чувства и эмоции. Это позволяет по-новому взглянуть на египетское искусство в целом. Пропавший глаз, очевидно, говорит нам о том, что человек представляет собой сразу тело и душу (Ка), но увидеть можно лишь половину, физическую сторону его сущности.
На главную
|