[Мифы и легенды] [Краткий словарь мифологических героев] [На главную]
•МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ

Египетская мифология возникла задолго до создания Египетского государства. Люди поселились на берегах Нила ещё в каменном веке. Как и все древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил (Хапи), орошающий землю и дающий жизнь.
Вообще Древний Египет представляет собой «землю чудес», с его странными и многочисленными божествами. На самом деле, пытаясь проследить зарождение мифологии в Египте, необходимо вернуться ещё в додинастические времена, когда верования различных племён, населявших древнюю землю, смешались и сливались под египетским влиянием. Здесь мы сталкиваемся с огромным количеством богов и богинь. Попытки их пересчитать напоминают результаты переписи населения. Древние египтяне жили в мире, наполненном духами. Они символизировали буквально всё на свете. У них были боги сил природы, обожествлённые животные, антропоморфные боги, а также боги живых и боги мёртвых. Посреди этого мифологического изобилия, далеко не все боги являлись фундаментальными, многие из них представляли собой лишь различные формы одного и того же бога или богини, символизируя их многочисленные атрибуты.
Бадж объясняет многообразие египетских богов тем, что, по его мнению, заветы «Всемогущего Бога… выполнялись младшими богами, или, как мы можем сказать, его эманациями или ангелами», которые были «скорее африканского, чем азиатского происхождения». Он предпочитал толковать египетскую мифологию, используя африканские поверья, сохранившиеся в «девственных лесах, а также на Ниле, Конго, Нигере и других великих реках», указывая на то, что в этих районах бог луны по-прежнему считается создателем.
Очевидно, что некоторые из великих египетских богов, особенно те, которые связаны с районом Дельты, эволюционировали из примитивных духов природы. В Гелиополе, где примитивные нильские и другие верования сохранялись, как мухи в янтаре, поскольку азиатские солнцепоклонники стремились включать все существующие формы племенных религий в свою собственную, миф о творении связан с одним богом, родившимся из первобытного океана.
Египет делился на области – номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так, в Фивах, поклонялись богу Солнца – Амону, его жене – богине неба Мут и их сыну – богу луны – Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта – создателя мира, богиню войны – Сохмет и их сына – бога растительности – Нефертума.
Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский пантеон. Местные боги со сходными функциями превратились в разные ипостаси одного и того же бога. Именно поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений и имён.
Во главе пантеона встал солнечный бог Хепри-Атум-Ра. «Хепри» - означает «возникающий сам собой». С ним отождествляется утреннее солнце. Символ Хепри – жук-скарабей, его часто изображали со скарабеем вместо головы. Ра – символизировал солнце полуденное, а Атум – солнце вечернее.
Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как создателя мира, источник тепла и света, покровителя людей.
Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Культ животных – самый древний на земле. Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.
Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался чёрный бык, наделённый двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Когда Апис умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены 64 священных животных.
Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Каждая кошка считалась воплощением божества. Во время пожара в доме, прежде всего, спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже случайное, каралось смертью.
Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Египтяне верили, что загробная жизнь – это продолжение жизни земной, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании. В отличие от многих народов, египтяне не поклонялись своим умершим родственникам, а заботились о них.
Важнейшим условием для благополучной жизни в мире мёртвых было сохранение тела умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников, покровителем которых считался Анубис.
По представлениям египтян, человек кроме тела – Сах, обладал ещё душой – Ба, жизненной силой – Ка, духом – Ах, тенью – Шуит и именем – Рен. Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехет иару», что значит – «поле камыша», и жил там в довольстве и безмятежности, его родственники должны были совершить определённые магические обряды.
Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший дожжен был пройти суровое испытание – предстать перед судом Осириса и сорока двух богов, заседающих в Чертоге Истины. В свою защиту человек должен был произнести речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Выслушав умершего, боги клали на одну чашу весов его сердце, а на другую – перо, символ богини справедливости Маат. Боги Тот и Анубис записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, а злое и лживое – тяжелее камня.
Особенностью религиозных древнеегипетских представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов – их живыми воплощениями.
Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом Нила он бросал в воду свиток о начале разлива, весной – засевал борозду, осенью – сжинал первый сноп. После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы – пирамиды. Магические тексты на стенах гробниц фараонов – основной источник наших знаний о верованиях, обрядах и мифологии египтян.

 

Шаблон скачан с WOweb.ru


Hosted by uCoz