ПТОЛЕМЕИ И ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД  

Египет стал частью эллинистического мира. Под управлением даровитой династии Птолемеев, а затем фараонов берегов Тибра он жил в тесном общении со всеми областями Средиземного моря, много получая, много и отдавая. Взаимодействие великих культур Востока и Запада за шесть веков по обе стороны христианской веры принадлежит к интереснейшим явлениям истории; оно привело к величайшим последствиям, властно проявляющимся и в нашей современной действительности.
Птолемеи (Ptolemy), македонская династия, правившая в Египте с 323 до 30 г. до н.э. Правление Птолемеев отмечено непрерывными войнами с Селевкидами за господство над Сирией, Малой Азией и бассейном Эгейского моря, а также волнениями внутри страны. Брак царицы Клеопатры VII, последней из династии Птолемеев, с Марком Антонием привел к войне с Римом. После поражения у м. Акций (31 до н.э.) войском Октавиана и захвата римлянами Египта Клеопатра покончила с собой. При Птолемееях в Египте были созданы (главным образом двумя первыми представителями династии) образцовые административные, финансовые и торговые, инфраструктуры. Многочисленные находки папирусов позволили ученым воссоздать детальную картину жизни Египта тех времен. Вся земля, за исключением принадлежавшей храмам, считалась собственностью государства, которое сдавало её в аренду населению. Оно же обеспечивало семенами, требуя оплаты натурой после уборки урожая. Государство имело монопольное право на переработку масляничных культур, горные разработки и добычу соли. Местная и централизованная регистрации домов, людей и животных облегчали сбор налогов и контроль за жизнью подданных, что было характерно для режима Птолемеев. Существовала также самая передовая по тем временам банковская система, обеспечивавшая максимальные доходы государству при полном безразличии к судьбам египтян. А потому повсеместно люди стремились обмануть государство, нередки были и массовые волнения.
Династия, включавшая 14 царей, была основана Птолемеем, сыном Лага (305–285 г. до н.э.) – одним из военачальников Александра Великого.
В 332 г. до н.э., одержав ряд побед в Передней Азии, Александр Македонский приступил к завоеванию Египта. Согласно укоренившимся среди египтян того времени традиционным представлениям о священном государстве, его царь не имел права управлять страной из-за рубежа и придерживаться чуждой религии. Политику Александра по отношению к населению завоеванного Египта можно определить как примирительную. Прежде всего он направился в Мемфис на поклонение египетским богам. Заложив в западной части дельты Нила новый город Александрию, полководец предпринял экспедицию в оазис Сива, чтобы встретиться с египетским оракулом бога Амона, которого греки отождествляли с Зевсом. Результатом этого визита стало провозглашение Александра сыном бога Амона. После этого он продолжил свои завоевания в других странах и никогда не возвращался в Египет. В отсутствие Александра страной управляли главным образом греческие правители, но многие важные государственные посты занимали и египтяне.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. его империя была разделена между его полководцами. Египет отошел к одному из них, Птолемею Лагу. Основанная Птолемеем царская династия управляла Египтом на протяжении трех столетий. Создав систему привилегий для македонских и греческих воинов и чиновников, составивших аппарат управления страной, а также для переселенцев из эллинизированного мира, хлынувших в Египет, Птолемей I тем не менее не отказался от политики дружественного отношения к местному населению, заложенной еще Александром Великим. Птолемей I приказал перенести столицу из древнего египетского города Мемфис в Александрию. Новый город воспринял греческую систему управления. Более того, вынашивались планы превращения Александрии в центр всего эллинистического мира. Александрия имела огромный порт, великолепные постройки. Многие образованные люди и ученые, привлеченные великолепными музеем и библиотекой, переехали в Александрию. Литературные вкусы и интересы интеллектуальной элиты Александрии соответствовали греческим культурным традициям. В это время в Египте жил и творил известный жрец и ученый Манефон. Пользовавшемуся влиянием при царском дворе Манефону удалось убедить Птолемея I провозгласить египетского бога Сераписа покровителем Александрии и ввести его в пантеон богов, общих для греков и египтян. Что касается греков, то они с легкостью отождествляли египетские божества со своими собственными.
При Птолемеях, как и в Древнем Египте, территория страны была разделена на провинции (номы). Как правило, каждый ном во главе с назначенным чиновником, стратегом, состоял из города и примыкавшей к нему территории. Существовали различные формы землевладения. Все земли принадлежали царю, часть их он уступал военным поселенцам, клерухам и храмам, но тем не менее сохранял над ними контроль. Воины-клерухи, составляющие резерв армии, могли рассчитывать лишь на пожизненное владение своим земельным участком, хотя на деле подобная форма землевладения постепенно превращалась в наследственную. Условное владение распространялось и на земли, переданные в порядке дарения. Система государственного контроля над земельными угодьями допускала их изъятие для проведения ирригационных работ. Регулярный сбор налогов осуществлялся как в денежном выражении (при Птолемеях началась чеканка египетских монет), так и в натуральной форме. Кроме того, государство увеличивало объем поступлений в казну, установив монополию на ряд товаров. В стране действовали две системы судопроизводства – для греческого и местного населения. Первоначально все высшие гражданские и военные должности занимали греки, однако позднее вакансии стали заполняться представителями местного населения; при этом некоторым египтянам удалось сделать блестящую карьеру и достичь весьма высоких постов.
Первоначально царям из династии Птолемеев принадлежали значительные территории за пределами Египта – Киренаика, Кипр, часть Сирии, Палестина, часть южного побережья Малой Азии, часть Северной Нубии. Но постепенно в результате распрей внутри царствующего дома власть и влияние династии стали ослабевать. Великого победителя в войнах с Сирией Птолемея III Евергета (247–221 г. до н.э.) сменил его сын Птолемей IV Филопатор, который, хотя и одержал победу при Рафии в 217 до н.э., описан в египетских хрониках как слабый правитель. В результате династических распрей государство еще более утратило свою мощь во II в. до н.э. Начиная с жены Птолемея II царицы Арсинои II женщины этой династии отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, вероятно, самой великой в их череде была царица Клеопатра VII (около 51–30 до н. э.), дочь Птолемея XII Неоса Диониса (Авлета) и любовница Юлия Цезаря, а затем Марка Антония. Ее отчаянная попытка сохранить царство надолго осталась в памяти потомков. Тем не менее в XXXI в. до н.э. римский император Октавиан Август разгромил войска царицы Клеопатры и Марка Антония в битве у мыса Акций у западных берегов Греции. После гибели Марка Антония и Птолемея XVI (предположительно сына Клеопатры от Юлия Цезаря), а также самоубийства самой царицы Египет вошел в состав Римской империи на правах провинции.
Первоначально на территории Египта было размещено не меньше трех римских легионов; вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках префекта, который назначался императором Рима и подчинялся лично ему. В подчинении префекта находились чиновники со специальными судейскими и финансовыми полномочиями и верховный жрец Александрии и всего Египта (римский гражданский чиновник, ведающий делами храмов и жрецов), который осуществлял строгий надзор за традиционными привилегиями местных священнослужителей. Другие должности египетской бюрократической системы были заимствованы из административного устройства государства Птолемеев. К моменту захвата Египта римскими войсками население страны было готово к созданию единого в этническом и культурном отношении общества. Римские правители делали все возможное, чтобы остановить этот процесс. Исторические документы, относящиеся к периоду римского господства, свидетельствуют о том, что сельское население Египта было разделено римлянами на социальные и этнические категории, общественный статус которых зависел от размера и частоты выплат подушного налога, установленного еще при Птолемеях и заимствованного новыми правителями Египта. От уплаты этого налога были освобождены проживавшие в Египте граждане Рима, граждане Александрии и других греческих городов, а также некоторые египетские жрецы. Казалось бы, такая политика подразумевала социальное возвышение греческого и эллинизированного населения Египта, но вскоре «привилегированная» часть жителей страны обнаружила, что государственные и другие почетные посты в системе управления стоят очень дорого. Случалось даже, что власти силой навязывали эти почетные посты отдельным гражданам. Налоговый пресс становился все тяжелее; и крестьяне-единоличники, и сельские общины порой вынуждены были обрабатывать землю себе в убыток и не могли рассчитывать на послабления – размер налога не сокращался даже в неурожайные годы.
Рим осуществлял эффективный военный контроль над Египтом, и до 172 г. н.э. в стране не происходило серьезных восстаний местного населения, кроме единичных восстаний в Александрии. Вскоре после прихода римлян греки Александрии обратились к римскому императору за разрешением создать в городе совет по самоуправлению (буле). Недовольство александрийских греков отказом Рима обострилось из-за ряда уступок, предоставленных римлянами еврейской общине. Евреи появились в эллинизированном Египте еще при первых Птолемеях, которые приглашали еврейских военачальников на военную службу. Противоборство между греками и евреями выплеснулось в насильственные действия, и обе стороны направили в Рим свои депутации. Взгляд евреев на это противоборство отражен в работах Филона, а мнение греческой стороны – в памфлете Acta Alexandrinorum и в письме римского императора Клавдия, датируемого 41 г. н.э. Недовольство евреев вылилось в восстание, охватившее Египет и Киренаику. Спустя два года, когда восстание было подавлено, численность еврейского населения в Египте существенно сократилась.
Информация о раннем этапе христианства в Египте практически отсутствует, поскольку его сторонникам приходилось скрывать приверженность религии, отрицающей обожествление императора и государства. Таким образом, сведения о распространении христианства до его окончательного утверждения в IV в. крайне скудны. Однако в письменных документах об языческих жертвоприношениях, относящихся ко времени правления императора Деция (249–251 г.), упоминаются лица, добровольно выразившие свою лояльность римскому императору и его богам, и христиане, которых убедили отказаться от своей веры. Судя по всему, процесс распространения христианства в Египте происходил быстро, охватывая население разных районов вне зависимости от их этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшаяся в Александрии, затем распространила свое влияние и в центры номов. Ко II в. у египетских христиан уже появились свои ученые-богословы. Наиболее известные из них – основатель александрийской школы Климент (около 150–215 г.) и Ориген (около 185–253 или 254 г.).
Годы правления императоров Диоклетиана и Галерия стали эпохой жестоких притеснений христиан. Твердый национальный характер египтян проявился по окончании религиозных преследований в организации монашеского движения, прославившегося своей суровой дисциплиной. Монастырская организация, созданная в Египте такими иерархами церкви, как Антоний и Пахомий на протяжении веков служила примером для европейского монашества.
В самом конце IV в. Египет стал провинцией Восточной Римской провинции (Византии). Хотя V в. не богат письменными свидетельствами, до нас дошли работы одного из столпов коптского монашества Шенуте, из которых следует, что языческая религия все еще пользовалась популярностью среди некоторых землевладельцев и высоких должностных лиц. Более многочисленные документы, относящиеся к VI в., свидетельствуют о том, что окончательная победа христианства не повлияла на искоренение насилия и войн. В византийский период произошло увеличение числа крупных земельных поместий за счет присвоения земельных участков обедневших крестьян. Сформировалась система взаимоотношений землевладельца и земледельца, носящая название колонат. Землевладельцы-колоны, в свою очередь, расплачивались с хозяевами земли своим трудом или частью собранного урожая. В 554 г. византийский император Юстиниан разделил Египет на четыре провинции, поставив во главе каждой из них губернатора, наделенного всей полнотой гражданской и военной власти. Египетская (Коптская) церковь с тем же упорством, с каким противилась попыткам правительства Византийской империи силой навязать Египту духовное управление ортодоксального (мелькитского) патриарха, сопротивлялась идее примирения с другими христианскими церквями.
В 619 г. при персидском царе Хосрове II Египет был подчинен Персии и находился под ее властью около 10 лет. В 628 г. войска византийского императора Ираклия отвоевали прежние владения в Египте. В период греко-римского господства происходили упадок древнеегипетской культуры и искусства и забвение позднеегипетского языка. Литература, в основном религиозного содержания, издавалась по-коптски.


На главную

Hosted by uCoz