Геологические изменения, вызвавшие почти полное прекращение дождей и лишившие страну растительности и плодородной почвы, вследствие чего она стала почти всюду необитаемой, произошли за много тысячелетий до начала египетской цивилизации.
Доисторическая раса, населявшая плоскогорье до начала этих изменений, оставила после себя только большое число грубых кремневых орудий, ныне разбросанных по поверхности пустыни в тех местах, где песок сметён ветром. Эти люди эпохи палеолита были первыми жителями Египта, но их никоим образом нельзя связывать с исторической или доисторической цивилизацией Египта.
Предки исторических египтян находились в родстве, с одной стороны, с ливийцами или североафриканцами, а с другой – с народами Восточной Африки, известными теперь под названиями галла, сомали, бега и т.д. Вторжение в Нильскую долину семитских кочевников из Азии бесспорно наложило свой характерный отпечаток на язык местного африканского населения. Древнейшие из дошедших до нас форм египетского языка ясно указывают на его составной характер. Язык по своему строению семитский, но окрашен своими африканскими предками.
Додинастические египтяне, поскольку мы находим их теперь в древнейших гробницах, представляли собою тёмноволосую расу, уже обладавшую начатками цивилизации. Мужчины носили на плечах звериные шкуры, иногда меховые штаны или же один только короткий белый льняной передник, в то время как женщины одевались в длинные, сотканные, вероятно, изо льна, одежды, ниспадавшие с плеч по щиколотки. Однако, встречаются и статуэтки обоих полов, без всякого следа одежды. Сандалии были в употреблении. Тело иногда татуировалось, а также носились украшения: кольца, браслеты и подвески из камня, слоновой и обыкновенной кости, с бусами из кремня, кварца, сердолика и т.п. Женщины украшали волосы орнаментированными гребнями из слоновой кости и головными булавками. Для окраски лица и век, без которой не обходился туалет как женщины, так и мужчины, употреблялись изваянные шиферные палитры. Основной краской служила зелёная, приготовленная из малахита.
В то время умели строить жилища из плетёного тростника, иногда обмазанного глиной, а позднее, вероятно из высушенного на солнце кирпича. Ели ложками из слоновой кости, ручки которых были богато украшены разными фигурами зверей. Хотя египтяне первоначально не знали горшечного круга, они изготовляли в большом количестве прекрасную глиняную посуду самых разнообразных форм. Грубо сделанные статуэтки из дерева, слоновой кости и камня знаменуют собою начало пластического искусства, которое ожидали такие триумфы в эпоху первых династий, и три большие каменные статуи Менеса в Копте, найденные Фл. Питри, свидетельствуют о первобытной силе додинастической эпохи. От конца додинастической эпохи до нас дошли чаши и кувшины из наиболее твёрдых пород, таких как диорит и порфир, видетельствующие о поразительной работе. Искуснейшая обработка кремня, равной которой нельзя найти негде, относится к этой же эпохе. Военные палицы с грушевидным утолщением являются характерными для той эпохи. Наряду с подобным оружием и орудиями египтяне также изготовляли и употребляли оружие и орудия из меди. Это в действительности эпоха медленного перехода от камня к меди. Равным образом употреблялись, хоть и редко, золото, серебро и свинец.
В плодородной Нильской долине невозможно себе представить иного народа, как преимущественно земледельческого. В непроходимых зарослях тростника в Дельте животных мир в то время, естественно, был несравненно разнообразнее, чем теперь. Естественно, что древнейшие обитатели Нильской долины были большими охотниками и искусными рыболовами, вооружаясь при этом пиками и стрелами, а также гарпунами и копьями.
Развитие ремёсел привело к началу торговых отношений. Кроме небольших охотничьих лодок додинастические египтяне строили на Ниле значительных размеров суда, приводимые в движение многочисленными вёслами и управляемые большим рулём. Парусных судов было немного, но тем не менее они были известны.
Как бы то ни было, люди той эпохи стояли уже на такой ступени культуры, когда появляются значительные города и возникают, как это было, например, в Вавилоне, города-государства, каждый со своим правителем, своим местным божеством, почитаемым в примитивном святилище, и рынком, куда сходилось для купли-продажи окрестное население. Продолжительный процесс возникновения подобных общин может быть восстановлен только путём аналогии с подобными же социальными образованиями в иных местах. Также мы не в состоянии проследить процесс постепенного слияния этих небольших государств в два больших царства – одно в Дельте, другое – обнимавшее общины Верхней долины.
Дельта в течение всей исторической эпохи была открыта для вторжения живших на запад от неё ливийцев, и постоянный приток народных масс с этой стороны придал Западной Дельте определённый ливийский характер, который она сохранила даже до времён Геродота. Древнейшее царство на севере было поэтому в значительной мере ливийским, и даже возможно, что самое начало его было положено выходцами с запада. Герб или знак Северного царства состоял из пучка стеблей папируса, росшего в таком изобилии в его болотах, что был для него характерным. Сам царь обозначался посредством пчелы и носил на голове красную корону. Красный цвет был отличительным цветом Северного царства.
К сожалению, в Дельте так глубоко наслоился ил, что вещественные остатки её древнейшей культуры от нас навсегда скрыты. Эта культура была, вероятно, древнее и выше, чем куьтура Верхней долины. Уже в XLIII в. до н.э. жители Дельты установили год в 365 дней и ввели в 4241 г. до н.э. календарный год такой длины, начинавшийся в день, когда восход Сириуса совпадал с восходом солнца на широте Южной Дельты. Составление и введение такого календаря есть несомненное доказательство высокой культуры той эпохи и той местности, где он возник.
Царство Верхнего Египта имело более выраженный египетский характер, нежели царство в Дельте. Его главным городом был Нехебт, а гербом или знаком, лилия, царь был отмечен белой короной. Белый цвет был цветом Южного царства. Египтяне того времени верили в загробную жизнь, их кладбища разбросаны в Верхнем Египте вдоль всего края пустыни. В древнейших погребениях тело было завёрнуто в шкуру, следов бальзамирования не было.
Обладая с давних пор начатками материальной культуры, египтяне той эпохи развили также и систему письма.
О деяниях древнейших фараонов Севера и Юга, живших ранее 3400 г. до н.э., мы не знаем ничего. Их гробницы не были найдены. Семь имён царей Дельты, таких как Ссека, Хайю и Теш, есть всё, что сохранилось от всего ряда древнейших фараонов. Что касается Южного царства, то от него не дошло до нас даже и одного царского имени, если таковым не является Скорпион, встречающийся на многих памятниках древнейшей эпохи и почитаемый как один из могущественных вождей Юга. Следующим шагом стало объединение Севера и Юга. Оба царства были объединены царём Менесом. Это был, вероятно, хороший воин и энергичный администратор. Его родным городом был Тинис – незначительное местечко по соседству с Абидосом. Каждый из его дворцов носил особое название, в царском поместье были сады и виноградники. Обстановка дворца, даже и в древние времена, была роскошна и тонкой художественной работы. После смерти царь был окружён теми же лицами, которые сопровождали его при жизни: его жены, телохранители, любимые животные, - все покоились вблизи своего господина, чтобы он мог вести в потусторонне мире ту же пышную жизнь, как и на земле. Желание создать прочное убежище для царственных мертвецов оказало могущественное влияние на развитие строительного искусства.
Уже сложилась государственная форма религии, народные верования оставили очень мало следов. Более четырёхсот лет правления двух первых династий были временем непрерывного и сильного роста. Из семи царей линии Менеса, следовавших за ним в течение первых двух столетий этой эпохи развития, мы можем с достоверностью отождествить только двух – Мнеба и Усефая; кроме того, до нас дошли памятники двенадцати из восемнадцати фараонов, правивших в течение этого периода. Пе6рвая трудная задача, выпавшая на их долю, состояла в привлечении симпатии населения Северного царства и в полном слиянии его с крупнейшей частью нации.
Таким образом, могущественная Тинисская линия постепенно создала сильную нацию с богатой цветущей культурой и укрепила её изнутри и извне.
На главную
|