КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ  

Наследие древнеегипетского, коптского и мусульманского искусства довлеет над современном египетским искусством. На протяжении последних 200 лет европейские искусствоведы задавались вопросом: каким путём пойдёт искусство Египта? Должно ли оно игнорировать, развивать или видоизменять наследие фараонов? Ответов на эти вопросы нет и по сей день.
Современная живопись Египта, как реалистическая, так и натуралистическая, имеет гораздо меньше традиций, чем европейская школа живописи. На картинах в Каирском музее современного искусства возможно видеть и аристократическую роскошь, и повседневную народную жизнь, и желание решить социальные проблемы.
Наиболее легко к наследию прошлого относятся современные архитекторы, возводя в больших городах высотные дома со стеклянными фасадами рядом со зданиями в арабском или колониальном британском стиле. Четыре с половиной тысячелетия создали почву для «мирного сосуществования» и смешения египетского и иностранных стилей. Правда, сохранение существующего положения – очень непростая проблема. Какой-то критик в насмешку назвал «руинизмом» современное состояние новой египетской архитектуры.
Для скульптура Махмуда Мухта (1883-1934) искусство было формой движения к национальному пробуждению. Он стал основоположником скульптурной школы ХХ в. и сформулировал понятие неофараонизма, в котором слились различные стиливые направления. Он одним из первых среди современных скульпторов использовал цветной гранит, в частности при сооружении монумента «Пробуждение Египта» перед зданием Каирского университета.
Что касается современной египетской литературы, русским читателям, возможно, в первую очередь запомнилось имя Нагиба Махфуза, лауреата Нобелевской премии 1988 г.. Не менее глубоки и интересны произведения Тахи Хусейна и Тавфика эль-Хакима.
Некоторый подъём наметился и в так называемой «женской литературе». Её извезстная представительница Наваль эс-Саадави поплатилась свободой за свои произведения. Её резкая критика патриархального общества воспринималась у неё на родине, как осквернение собственного гнезда. Алифа Рифаат смогла опубликовать свои короткие повести о простых женщинах только после смерти мужа, который запрещал ей писать.
Лучшей писательницей молодого поколения считается Сальва Бакра. Она старается глубже проникнуть во внутренний мир своих героев.
Многие произведения египетских авторов, в том числе и Нагиба Махфуза, в Египте запрещены. Странно, но именно после покушения исламских террористов на Махфуза в октябре 1994 г. сразу несколько журналов – с одобрения цензуры – опубликовали ряд его произведений.
Литература в Египте, как и изобразительное искусство, пытается уйти от западного влияния. Для защиты от цензуры египетские писатели насыщают свои произведения символикой, что порой затрудняет чтение их книг.
Господствующая религия в современном Египте – ислам, который согласно конституции является государственной религией.
Наряду с этим декларируется и гарантия свободы вероисповедания приверженцам других религий. К V11 в. подавляющее большинство коренного населения Египта исповедовало христианство.
В 639-642 гг. территория Египта была захвачена арабами-мусульманами и вошла в состав Арабского халифата. С этого времени в Египте начинают распространяться ислам и арабский язык.
Шариат, или основы мусульманского права, является основным источником законодательства и сегодня. 90% населения страны исповедуют ислам. Во всех сельских местностях население по вероисповеданию является исключительно мусульманским. Распространён ислам суннитского направления (особенно много сторонников шафиитского мазхаба). Но имеются и немногочисленные приверженцы других религиозно-правовых школ; среди египетских мусульман турецкого происхождения (проживают главным образом в крупных городах дельты Нила) есть ханифиты, в г.Порт-Саиде – маликиты и небольшая группа ханбалитов, преимущественно среди мусульман – иностранцев.
Христианство распространилось в Египте примерно во 11 в. н.э.. Несколько позднее из первоначального христианства выделилось монофизитство, получившее с V в. довольно широкое распространение среди египетских христиан. Монофизиты считают, что Иисусу Христу присуща только одна природа – божественная, а не две – божественная и человеческая, как утверждает традиционное христианство. Монофизитство в Египте представлено двумя церквями. Подавляющее большинство христиан относится к Коптской церкви – религиозной организации местного происхождения (около 6% жителей страны).
Кроме коптов монофизитства придерживается и небольшая община армян, насчитывавшая в начале 60-х годов около 40 тыс. человек. Все они являются прихожанами Армяно-григорианской церкви. Православные объединяются в местную Греко-православную церковь Александрии (или Александрийскую православную церковь).


На главную

Hosted by uCoz