ПОГРЕБАЛЬНАЯ КАМЕРА
По обеим сторонам двери, ведущей в погребальную камеру, стояли, «охраняя проход», две золоченые деревянные человеческие фигуры. Они полностью идентичны, за исключением головного убора. Считается, что они олицетворяют Тутанхамона и его Ка (душу). На каждой из фигур надета юбка пирамидальной формы с вырезанными на ней лучами солнца, которые покрывают область гениталий, символизируя то, что солнце влияет на плодовитость.
В дальнем левом углу передней стоял маленький ларец, украшенный сценами в амарнском стиле, на которых Тутанхамон и Анхешенамон занимаются повседневными делами. Ларец имеет форму позолоченного деревянного ящика, размещённого на серебряных санях. Покатая крыша характерна для стиля, связанного с культом Нехбет, богини-коршуна, которая считалась кормилицей фараона. Расположенные в передней части ларца двойные двери закрываются на засовы, представляющие собой кости бога и сделанные из серебра – крайне редкого в Египте металла. Внутри, на позолоченном эбеновом пьедестале, написано имя Тутанхамона.
Кроме того, в передней хранились снаряжения для стрельбы из лука, корзины, кровати, модели лодок, ящики и шкатулки, кресла и стулья, колесницы, одежда, косметика, еда, музыкальные инструменты, амулеты, печати, раскладной шатёр, статуэтки царя, ларцы, посохи, письменные принадлежности и большое количество предметов, тип и предназначение которых неизвестны.
17 февраля 1923 г. Картер вошёл в погребальную камеру. Свет фонарика Картера выхватил из темноты покрытую золотом деревянную поверхность первого внешнего ковчега, который имел размеры 4 м в ширину, 6,4 м в длину и 2,7 м в высоту. С одной стороны ящика находились двойные двери, открывавшие доступ внутрь, где льняной покров, наброшенный поверх рамы, закрывал ещё один золоченый деревянный ящик по размеру чуть меньше первого. Открыв его, Картер обнаружил третий ящик, а внутри третьего – четвёртый. В четвёртом ящике размещался саркофаг из красного кварцита длиной 2,7 м, содержащий внешний антропоморфный гроб, сделанный из позолоченного дерева. Четыре богини-охранительницы – Исида, Нефтида, Нейт и Серкет – украшали внешнюю поверхность саркофага. Ещё два антропоморфных гроба были вложены один внутри другого. Тот, что находился ближе всех к мумии, был сделан из чистого золота.
В четырёх скрытых нишах, прорубленных в стенах погребальной камеры, находилось то, что археологи называют «магические кирпичи». Они были замурованы в каждую из стен под внешним слоем штукатурки. Все кирпичи служили подставкой для изображения какого-то божества; на кирпиче, расположенном в восточной стене, стояла маленькая статуэтка Осириса. На кирпиче из западной стены лежал перемотанный бинтами Анубис. Похожая на ушебти статуэтка находилась в северной стене, а колонна Джед – в южной. Символическое значение колонны Джед точно неизвестно. Считается, что она олицетворяет стабильность. Но скорее всего на этом символе изображены четыре отдельные колонны, вложенные одна в другую, которые поддерживают землю, и каждая из них представляет одну из сторон света – север, юг, запад и восток. Потеря одной из колонн приведёт к утрате стабильности.
Сто сорок два предмета были похоронены в слоях бинтов, намотанных вокруг мумифицированного тела. Золотая маска была положена поверх головы забинтованной мумии. Сам Тутанхамон был предметом под номером 144. Число 144, по всей видимости, имело особое значение для великих наставников.
В северо-восточной части погребальной камеры находилась дверь, ведущая в самую дальнюю комнату гробницы. Здесь хранились главные сокровища гробницы. Ящик с канопами, который произвёл такое сильное впечатление на Картера, был скрыт под несколькими слоями упаковки, подобно саркофагу в погребальной камере. Внешний позолоченный футляр представлял собой навес, который украшали солнечные диски и змеи, расположенные в два ряда по 13 с коротких сторон навеса и в два ряда по 14 с примыкающих длинных сторон. Под ним находился внутренний футляр, который в отличие от навеса имел боковые панели между угловыми колоннами. Каждую панель украшали иероглифы и охраняли статуи богинь – Нейт с северной стороны, Серкет с южной, Исида с западной и Нефтида с восточной, - стоявшие лицом к панелям, с распростёртыми руками. Внутри этого футляра находился алебастровый ящик, укрытый льняным покровом, и вся эта конструкция из футляров и ящика была установлена на санях. Резные изображения четырёх богинь здесь появляются вновь. Они стоят напротив углов ящика в той же защитной позе, что и прежде. Тяжёлая крышка была перевязана верёвочными петлями, скреплёнными на концах сухой глиной с оттисками печатей. Под крышкой находилось четыре отделения в блоке из алебастра, закрытые прекрасно вырезанными женскими головами, принадлежащими тем же богиням. Под крышками находились четыре сосуда в форме мумии, содержащие внутренности – печень, лёгкие, желудок и кишки – мёртвого царя.
Многократное изображение одних и тех же основных богинь, охраняющих каждый из уровней хранилища канопов, позволяет предположить, что внутренности символизируют четыре стороны света. Изображённый на крышках узор в виде солнечных лучей подтверждает то, что внутренности принадлежат солнечному богу Тутанхамону, который сияет в каждом из четырёх углов небес.
Более 50 деревянных ящиков и шкатулок с маслами, тканями, косметикой и многочисленными мелкими предметами были беспорядочно свалены вдоль стен.
В одном из ящиков бок о бок и головой к ногам лежали два миниатюрных гроба, повторяющих очертания человеческой фигуры, в каждом из которых находился ещё один антропоморфный гроб из массивного золота. Внутри в двух свёртках без бинтов содержались мумифицированные останки зародышей. Археологи считают, что это недоношенные отпрыски молодой пары. Однако нет никаких доказательств, поддерживающих такую точку зрения. Какой смысл хоронить двух недоношенных младенцев, умерших раньше своего отца, в одной с ним гробнице по прошествии какого-то времени?
В 1932 г. доктор Дуглас провёл исследование мумифицированных зародышей. Первый из них длиной 25,4 см сохранился плохо. Было установлено, что зародыш находился на пятом месяце развития. Второй зародыш длиной 34,83 см – женского пола, его развитие прекратилось в восьмимесячном возрасте. Проведённая, в результате последующего осмотра, доктором Р.Г. Харрисоном рентгеноскопия показала, что второй зародыш страдал от порока развития, известного как болезнь Шпренгеля.
По всей видимости, это подтверждает гипотезу, согласно которой цель присутствия двух мумифицированных зародышей в гробнице Тутанхамона состоит в том, что он хотел рассказать нам о разрушительном воздействии солнечной радиации, которая вызывает не только бесплодие, но ещё и появление выкидышей, врождённые заболевания и уродства.
|
|